г. Одинцово, ул. Советская д.9,
ТЦ Одинцовский Арбат, офис 9
 

В Государственную Думу внесен на рассмотрение проект Федерального закона 765345-6 "О внесении изменений в статью 222 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (Законопроект). Инициатором внесения Законопроекта является депутат Государственной Думы К.А. Лазарев, который полагает, что возможности для признания права собственности застройщика на самовольную постройку, возведенную на принадлежащем ему земельном участке, если она не создает реальной угрозы жизни и здоровью, необходимо расширить.

Как следует из пояснительной записки к Законопроекту, по мнению депутата самовольная постройка должна подлежать сносу только в исключительных случаях, когда она создает угрозу жизни и здоровью граждан, в иных случаях должна подлежать сохранению с возложением на застройщика, например, обязанности по устранению нарушений градостроительных и земельных норм по возможности.

"Однако практика применения судами ст. 222 ГК РФ сложилась отрицательная.

Отсутствие возможности получить в суде защиту прав на самовольную постройку связано со многими оговорками и дополнительными условиями, прямо не вытекающими из законодательства.

Так в спорах о сносе самовольных построек получила распространение позиция о неприменении срока исковой давности к требованию о сносе самовольной постройки (вне зависимости от того, создает она или нет угрозу жизни и здоровью).

Лица, чьи права и законные интересы нарушаются самовольной постройкой, при пропуске общего срока исковой давности обращаются с жалобой к прокурору или уполномоченному органу с тем, чтобы они обратились в суд с иском о сносе. При этом суды не применяют срок исковой давности.

Кроме того, правоприменительная практика ст. 222 ГК РФ не соответствует и противоречит целям упрощенного порядка регистрации права собственности на недвижимость (дачная амнистия). Нераспространение на требования о сносе самовольной постройки исковой давности при отсутствии существенных нарушений и угрозы жизни и здоровью граждан приводит к неблагоприятным для гражданского оборота последствиям и нарушению интересов последующих приобретателей земельных участков и строений на них, поскольку допускает снос зданий и сооружений по этому основанию (отсутствие административного разрешения на строительство) без какого-либо разумного ограничения срока на предъявление иска о сносе самовольной постройки.

Кроме того, в силу ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку не может принадлежать добросовестному приобретателю, поскольку сделки по распоряжению самовольной постройкой ничтожны. Несмотря на неоднократно сформулированную позицию высших судов относительно самовольных построек, практика нижестоящих судов различна.

Отсутствие четкого регулирования вопросов самовольного строительства приводит к нестабильности гражданско-правового регулирования, неустойчивости экономических отношений и гражданского оборота в стране.

У граждан отсутствует правовая неопределенность и подрывается доверие к государству, поскольку факт признания государством права собственности (государственная регистрация права собственности в едином государственном реестре) не дает гарантий того, что гражданин не будет лишен своего имущества в любой момент. Это несомненно нарушает целый ряд положений Конституции РФ. В связи со сказанным целью предложенного законопроекта является уточнение норм действующего законодательства ввиду неоднозначности их применения на практике различными субъектами и их различного толкования.

Основными целями данного законопроекта являются:

Проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенный Президентом Российской Федерации 31.12.2012 года, предполагал урегулирование правоотношений, связанных с самовольными постройками. Однако, в связи со значительным количеством внесенных поправок и отрицательными заключениями Комитетов относительно поправок к нормам о самовольных постройках, указанный законопроект был разделен на отдельные положения, которые были рассмотрены в качестве самостоятельных законопроектов и приняты в последующем. При этом положения законопроекта, принятого ГД в первом чтении, о самовольных постройках не вошли ни в один из выделенных законопроектов".

Преимущество предлагаемого законопроекта, по мнению депутата, состоит в том, что в нем перечислены основания невозможности признания права собственности на самовольную постройку в отличие от законопроекта № 47538-6, который содержал разные условия для признания права собственности на самовольную постройку в зависимости от правообладателя земельного участка (п.4-6 ст. 244 законопроекта), что недопустимо в силу принципа равенства участников гражданско-правовых отношений.

Следует отметить, что позиция депутата и его оценка правоприменительной практики в отношении самовольных построек безусловно имеют спорный характер, так как наряду с упрощением порядка регистрации прав на объекты в порядке "дачной амнистии", уже на системной основе поднимается проблема в отношении самовольного строительства многоквартирных домов и многоэтажных офисных центров, возводимых на не предназначенных для этого земельных участках.

Безусловно, такое строительство, которое проводится без учета градостроительных норм и правил, не говоря уже об архитектурном облике городов, вызывает значительный негатив и зачастую приводит к серьезным последствиям.

 
 

© КадГеоТрест правильная землеустроительная компания 2007 - 2020